В практике государственного земельного надзора встречаются случаи самовольного расширения собственниками используемой площади земельного участка. Согласно земельному законодательству все земли Российской Федерации распределены между собственниками. Земельные участки могут находиться в собственности государства, муниципалитетов, организаций, предприятий, граждан.

Ничьих земельных участков не бывает. Пригораживая (прирезая) земельный участок к своему участку, гражданин тем самым посягает на чью-то собственность. Занятие или использование земельного участка без разрешения и против воли его собственника является административным правонарушением и наказывается штрафными санкциями.

Уже более года действует новая глава Земельного кодекса Российской Федерации о перераспределении земель и земельных участков. Исходя из содержания данной главы, граждане имеют право перераспределить к используемым участкам земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Иными словами у граждан появилась возможность в порядке перераспределения земель присоединить к своим участкам неиспользуемые земли.

Для перераспределения земель установлен ряд ограничений. Например, этим могут воспользоваться только те граждане, которые являются собственниками земельных участков, предоставленные им для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства. Кроме того, данные земельные участки должны быть отмежёваны. Прирезаемые земельные участки должны находиться в государственной или муниципальной собственности. Площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, должна увеличиваться в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Перераспределяемые земельные участки должны относиться к одной функциональной зоне. Напомним, что предельные максимальные размеры земельных участков, функциональные зоны устанавливаются правилами землепользования и застройки соответствующего муниципального образования.

Перераспределение земель и (или) земельных участков осуществляется на основании соглашения между органами, уполномоченными на предоставление земельных участков, и собственниками земельных участков.

Для заключения соглашения гражданин, собственник земельного участка, заинтересованный в его расширении, подаёт в администрацию города, поселения, а если прирезаемые земли относятся к государственной собственности, то в республиканский орган государственной власти, заявление о перераспределении земельного участка.

К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:

1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;

3) в случае необходимости, иные документы.

Согласно требованиям Земельного кодекса Российской Федерации в случае перераспределения земель подготовку схемы расположения земельных участков возлагается на собственников таких земельных участков.

По результатам рассмотрения заявления о перераспределении земель орган государственной власти или орган местного самоуправления может принять одно из следующих решений: об утверждении схемы расположения земельного участка; о даче согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; об отказе в заключение соглашения при наличии оснований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с утвержденным проектом межевания территории или при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка собственник земельного участка за свой счет обеспечивает проведение кадастровых работ для постановки на кадастровый учет образованного в результате перераспределения земельного участка. Кадастровый паспорт земельного участка, образованного в результате перераспределения, будет являться обязательным приложением к соглашению о перераспределении земель.

В заключение соглашения о перераспределении земель может быть отказано, если прирезаемые земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте, зарезервированы для государственных или муниципальных нужд, если в результате перераспределения площадь земельного участка превысит более чем на 10 % установленные предельные максимальные размеры земельных участков, а также в иных случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации.

В случае заключения соглашения о перераспределении земель, прирезаемый земельный участок подлежит выкупу. Размер выкупной цены исчисляется от кадастровой стоимости земельных участков и устанавливается органом государственной власти, органом местного самоуправления. Если земельный участок является федеральной собственностью, то размер платы составляет 15% от кадастровой стоимости земельного участка. В Республике Тыва для земель республиканской и муниципальной собственности установлен такой же размер платы.

Таким образом, перераспределение земельных участков позволяет гражданам оформить уже пригороженные (прирезанные) земельные участки, без проведения торгов дополнительно приобрести земельный участок с целью увеличения полезной площади используемого участка. Перераспределение земельных участков также возможно и в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы (Росреестр по Республике Тыва).